Главной темой

Главной темой его канона, как и «Великого Канона» Андрея Критского, является тема покаяния, противопоставление «меча наслаждения» «лекарству воздержания» (1.11-13). Этот канон носит откровенно иконопо-читательский характер: Мария молится «святой иконе Богоматери» (1. 19-20; ср. в некоторых theotokia, 1. 35, 50, 70, 114). Структура канона подчинена строгой логике; идет неторопливое развитие темы, сформулированной уже в первой песни: путь от распутства к искуплению с помощью иконы Богородицы.

Вторая песнь дает целый ряд противопоставлений: Египет страстей и земля, свободная от страстей (йлавеш), погружение в бездну порока и крещение слезами, скверна страсти плоти и очищение потом труда. Здесь спасение приходит благодаря стараниям самой Марии, но в третьей песни вводится новая мысль: милость Господня к блуднице: В четвертой песни поэт использует прием ретроспекции, напоминая слушателям о соблазне удовольствий и о следах (доел, «ранах») того времени, когда Мария находилась еще во власти страстей. Согласно пятой песни, она была спасена силой креста.

В этой центральной песни образы конкретизируются: Мария пересекает поток реки Иордан и побеждает демонов. Идея потока затем переводится в область индивидуальной морали: Мария, проливая потоки слез, укрощает неистовство страстей. Основная тема шестой песни (композиционно объединенной рефреном) — обновление через молитву, ведущее к бессмертию; а седьмая песнь развивает.

Добавить комментарий